Процедура банкротства юридического лица
Банкротство юридического лица
«Банкротство» практически для каждого предпринимателя звучит как приговор и полное фиаско задуманного, но не до конца реализованного предприятия и возложенных на него надежд. Будь то руководитель, основатель или инвестор бизнеса, - любой из них будет из последних сил стараться держаться на плаву, барахтаться (набирать новые кредиты, в т.ч. и личные, и направлять их на частичную реанимацию деятельности), хватать ртом воздух (заключать новые контракты, порой на невыгодных для себя условиях, надеясь, что вот, сейчас, выполняю обязательства перед контрагентом и «жизнь удалась»)…а бизнес в это время будет уходить «под воду» все глубже и глубже. Еще со школьной программы все мы знаем основы безопасности поведения на воде – перестать паниковать, постараться расслабиться и спокойно лечь на воду. Это правило действует и в экономике.
Во время кризиса, описанного выше, считают юристы Legal Support, лучше собраться, здраво оценить создавшееся положение и обратиться за помощью к профессионалам.
Панику порождает неосведомленность, и будь Вы самой маститой акулой бизнеса, не поленитесь задаться вопросом: может банкротство – не приговор, а шанс, спасательный круг и свет в конце тоннеля?
С помощью этой процедуры можно избавиться от долгового давления, на время приостановить взыскание по исполнительным листам, восстановить состоятельность предприятия, его платежеспособность, проверить, в конце концов, добросовестность кредиторов в судебном порядке или вообще начать все с чистого листа, с новой фирмой, не обремененной плохой кредитной историей и бюджетными долгами.
Для понимания, чем же будет являться для Вас процедура банкротства, спасательным кругом или шансом оздоровить свой бизнес, необходимо для начала сориентироваться в ее понятиях и целях.
Коротко о понятиях и признаках банкротства юрлиц
ГК РФ предусматривает признание юридического лица банкротом в судебном порядке, т.е. только по решению арбитража (ст.65). Не касается эта процедура казенных предприятий, учреждений, политпартий и организаций религиозного характера. Также устанавливаются особенности для банкротства госкорпораций, госкомпаний и фондов. Если ЮЛ признано банкротом оно ликвидируется.
Признаки несостоятельности, правила и порядок проведения процедуры установлены и регулируются Законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. с дальнейшими поправками.
Исходя из понятий, закрепленных в Законе, банкротство – это неплатежеспособность должника, отсутствие у него финансовых возможностей полностью рассчитаться по обязательствам перед кредиторами, работниками, налоговой и разными фондами.
Инициировать в суде начало производства по делу относительно ЮЛ можно только при наличии определенных признаков банкротства, описанных в ст.3 Закона 127-ФЗ, в частности, неспособности:
- исполнить денежные обязательства перед кредиторами;
- оплатить труд работающих или бывших работников, а также выплатить полагающиеся выходные пособия;
- вносить в гос- и местные бюджеты, а также фонды и другие организации периодические обязательные платежи и сборы.
Невыполнение всех перечисленных обязанностей предприятием должно длиться три месяца с наступления момента их исполнения.
С целью выявить у должника признаки несостоятельности также учитываются составляющие и размеры по денежным обязательствам, выплатам работникам (действующим и бывшим), обязательным платежам, с особенностями относительно сумм по обязательствам из финдоговоров (ст.ст.4, 4.1 Закона 127-ФЗ). Установленными (бесспорными) считаются суммы денежных обязательств (обязательных платежей) определенные в судебном порядке (решением или другим судебным актом).
Для старта в арбитражном суде процедуры банкротства ЮЛ, совокупный размер требований к последнему должен быть не меньше 300 тыс.рублей (ст.6 Закона), для с/х организаций – не меньше 500 тыс.рублей (ст.177).
Инициаторы процедуры банкротства
Механизмы банкротства ЮЛ в арбитраже могут инициировать: должник, его работники, также бывшие, конкурсные кредиторы, органы со специальными полномочиями. Последним трем инициаторам, по денежным обязательствам, придется подождать, пока в силу вступят судебные решения или акты про выдачу исполнительных листов (ст.7). Конкурсный кредитор – кредитная организация может обратиться в арбитраж с момента появления у ЮЛ признаков несостоятельности, при условии опубликования за 15 дней информации о таковом намерении в ЕФРС о фактах деятельности ЮЛ, а уполномоченный орган (относительно обязательных платежей) – когда пройдет 30 дней после принятия соответствующих решений уполномоченных органов про взыскание.
Даже если ЮЛ долги по обязательствам частично закрыл, суд примет заявление о признании его банкротом, если размер непогашенных требований будет равняться или превышать 300 тыс. рублей (для с/х – 500 тыс.).
Юристы Legal Support, специализирующиеся на ведении дел о банкротстве, рекомендуют нашим Клиентам, в случае выявления выше перечисленных признаков несостоятельности предприятия, не откладывать в долгий ящик визит к специалисту, с целью избежать негативных последствий. Законом, помимо права должника инициировать начало процедуры в суде, установлена и обязанность сделать это, а за неисполнение таковой на виновных возлагается ответственность (ст.ст.9, 10 Закона ФЗ-127).
Значение стадий банкротства и их последствия в ходе процедуры
Итак, заявление о банкротстве относительно конкретного должника принято и признано судом обоснованным, вынесено определение о переходе к первому этапу процесса – наблюдению.
Срок его проведения не конкретизирован, однако исходя из законодательных норм (ст.ст.51, 62 Закона ФЗ-127), таковой не может превышать сроки рассмотрения судом банкротного дела (7 мес. после поступления обращения в суд). Пленумом ВАС РФ также было дано разъяснение, согласно которому этот срок может быть пролонгирован до десяти месяцев (Постановление № 99 от 25.12.13-го), соответственно и наблюдательный этап может увеличиться до этой отметки.
ЮЛ и его органы во время наблюдения не лишаются управленческих функций (кроме ряда ограничений, установленных Законом), а действуют одновременно с утвержденным временным управляющим, всячески способствуя исполнению его обязанностей. Цель последнего, как, собственно, и этой стадии:
- проведения мониторинга состояния финансов и деятельности компании-должника;
- обеспечение сохранности имущества;
- выявление как должников, так и кредиторов, сбор информации о них и формирование соответствующего реестра;
- созыв и проведение первых кредиторских собраний;
- подтверждение или опровержение сведений о несостоятельности;
- дальнейший прогноз развития событий.
Если банкротство не инициатива должника, или инициатива, но использованная, как один из возможных вариантов разобраться с долгами и вернуть предприятие в большое плавание, тогда эта процедурная ступень приобретает ключевое значение для ЮЛ. По ее результатам судом либо будет решено, что еще «не все потеряно» и можно ввести процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, для реанимации и восстановления платежной состоятельности компании, либо таковая будет признана «безнадежно несостоятельной», объявлена банкротом и начнется конкурсное производство.
Финоздоровление может быть длительностью не более 24 мес. (ст.80 Закона 127-ФЗ) и вводится с целью возобновить платежеспособность ЮЛ-должника для погашения финзадолженностей по соответствующему графику. Руководство этим этапом – компетенция админуправляющего, утвержденного судом по установленной процедуре. По результатам этой стадии:
- есть вероятность досрочного прекращения дела о банкротстве, если удалось миновать кризис, погасить все долги и доказать необоснованность требований остальных кредиторов;
- если есть шанс восстановления платежеспособности должника, может быть принято решение о переходе к внешуправлению (суд не примет решения о переходе к этому этапу, если оздоровление финспособностей ЮЛ длилось более 18 мес. – абз.2 п.2 ст.92 Закона);
- если все безнадежно, судом констатируется банкротство компании и осуществляется переход к этапу конкурсного производства.
Максимальная длительность внешнего управления, применяемого к ЮЛ, 18 мес. (может продлеваться до 24-х мес.). Нормы об этом содержатся в ст.93 Закона № 127-ФЗ. Одновременно законом вводится ограничение, а именно: финоздоровление и внешуправление совокупно не могут проводиться более двух лет (ст.92 п.2). Эта стадия может быть закончена досрочно, аналогично процедуре финоздоровления. Закономерно, что курирует процесс внешний управляющий.
Из выше сказанного становится очевидным, что введение конкурсного производства возможно только в отношении должника, признанного судом банкротом, если предыдущие процедуры не были результативными.
Этот этап, если сравнивать с другими, довольно краткосрочен – открывается на срок 6 мес. и при определенных обстоятельствах может продлеваться максимально еще на 6 мес. (ст.124 ЗРФ № 127-ФЗ). Назначенный судом управляющий (конкурсный) занимается поиском финансовых и денежных активов компании-банкрота, ее ликвидацией и полным погашением кредиторских требований. Осуществляется формирование конкурсной массы и открытые торги по продаже имущества. В соответствии со ст.149 Закона, по итогам этой процессуальной стадии, возможно принятие решения судом о прекращении банкротного дела либо об окончании конкурсного производства и ликвидации ЮЛ.
Как вариант разрешения спора между должником и кредитором, законом предусмотрена возможность заключения сторонами мирового соглашения. К нему можно прийти на любом этапе дела, путем взаимных уступок для мирного урегулирования спорных моментов, на взаимовыгодных условиях, но решение о таком выходе из конфликта является исключительной прерогативой собрания кредиторов (ст.150 ЗРФ 127-ФЗ).
Законодательно урегулированы особенности заключения мирового соглашения в процедуре несостоятельности на выше перечисленных этапах, с учетом обстоятельств и субъектного состава конкретной процедуры. На любой стадии оно должно быть письменно оформлено и вмещать положения об изменении сроков по выплатам долгов, их реструктуризации, а также содержать ряд других положений, предусмотренных нормами законов (ст.156 ЗРФ 127-ФЗ).
Едиными последствиями мирного урегулирования спора на любом этапе процедуры будут: прекращение производства в суде и соответственно полномочий арбитражного управляющего. Последний (в случае исполнения роли руководителя ЮЛ) продолжает исполнять эти функции до назначения нового руководства. Законом устанавливается обязанность должника (третьего лица) с того момента, как утверждено мировое соглашение, приступить к выплатам долгов перед кредиторами.
Длительность процедуры банкротства, прохождение тех или иных этапов, определяются, в первую очередь, поставленными целями. Так, если все это затеяно исключительно с целью ликвидировать компанию, то можно ограничиться упрощенным вариантом процедуры, а если долги ЮЛ составляют только обязательные платежи (сборы в фонды и бюджеты) – процедуру можно ускорить.
Спектр услуг и их особенности
Все, о чем говорилось выше, только верхушка айсберга в процедуре банкротства юрлица. Чтобы детально рассказать обо всех правовых нюансах этого процесса и детально проанализировать все риски и камни преткновения, потребуется не один день, и не одна статья информационного характера.
Каждая процедура, включая состав ее участников и применение тех или иных правовых механизмов ее разрешения, - индивидуальны. Юристами компании Legal Support, с учетом последних законодательных изменений и новых веяний в судебной практике, на самых начальных этапах банкротства, когда намерение клиента инициировать этот сложный и многоступенчатый процесс только оформилось, проводится ситуативный анализ состояния бизнеса и всех возможных рисков, прорабатываются различные варианты развития событий индивидуально для каждого клиента.
В пакет услуг (и это тоже только верхушка айсберга) могут входить:
- мониторинг обязательств ЮЛ в контексте банкротства;
- оценка «чистоты» состоявшихся сделок (на наличие оснований для их оспаривания в ходе банкротства, с учетом сроков давности);
- аккумулирование значимых для процедуры информации и фактов о предприятии.
По результатам оценивания полученных данных консультантами Legal Support осуществляется разработка наиболее оптимального плана мероприятий:
- формирование имиджа «добросовестного заемщика»;
- организационная деятельность по отчуждению имущества, списанию неликвида, взысканию кредиторских задолженностей, расторжению длящихся сделок;
- организация и реализация увольнения наемных работников, подготовки документации;
- претензионная и исковая работа;
- выбор наиболее подходящего «сценария банкротства»;
- учет кредиторских требований, меры по реорганизации предприятия (при необходимости);
- проведение инвентаризационных мероприятий и точная оценка рыночной стоимости активов ЮЛ, в частности.
Сопровождение банкротства командой Legal Support охватывает весь процесс от начальной стадии - подачи заявления в арбитраж, до его окончания – ликвидации ЮЛ.
Наши специалисты готовы к любому ситуативному своевременному и юридически грамотному решению. Все наши действия обоснованны, взвешены и направлены на максимальную защиту интересов клиента. Наша цель – минимизация потерь и негативных явлений в процедуре несостоятельности, создание оптимального комфорта и защищенности путем предоставления качественных юридических услуг и максимального взаимодействия с клиентом.
Еще одно свидетельство в пользу своевременного обращения к специалистам…
Законодательные нормы, регулирующие процедуру и правовые механизмы банкротства, а также сопутствующие нормативно-правовые и подзаконные акты, - одни из самых динамично развивающихся и запутанных.
Свидетельством этому служит, уже только в этом году:
- расширение полномочий налоговой в сфере банкротства, смягчение ответственности арбитражных управляющих; ряд изменений в банкротстве застройщиков и граждан (ЗРФ № 391-ФЗ от 29 декабря 15-го);
- постановлением Правительства РФ № 17 от 20.01.2016 г. изменено Положение о порядке предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней….в деле о банкротстве – уточнены особенности исчисления сроков подачи заявления о признании должника банкротом уполномоченными органами, внесены дополнения в список лиц, относительно которых данная процедура может отложится на полутора годовой срок, в частности;
- 26 февраля текущего года Госдумой во втором (и сразу в заключительном) чтении принят Закон № 922482-6, которым вносятся изменения в Закон № 255-ФЗ об обязательном соцстраховании – будут закреплены нормы о назначениях и выплатах пособий непосредственно территориальными органами соцстраха, на случай банкротства страхователя.
Именно поэтому так важно вовремя получить квалифицированную консультацию и помощь опытных юристов, которые держат руку на пульсе законодательных изменений.
Свяжитесь с нами