Субсидиарная ответственность директора. Как ее избежать?


Субсидиарная (дополнительная) ответственность руководителей предприятий в делах о банкротстве применяется достаточно часто, статья десятая данного закона, причем, согласно статистике рассмотрения дел арбитражными судами, директора и фактически контролирующие организацию лица (скрытые бенефициары) привлекаются к ответственности все чаще с каждым годом.

 Самым распространенным основанием для привлечения директора к субсидиарной ответственности является факт непередачи или несвоевременной передачи документов бухгалтерского учета конкурсному управляющему.

Обеспечение ведения бухгалтерского учета, хранение документации в надежном, недоступным для повреждения месте - это прямая обязанность руководителя. Поэтому аргументы директора в пользу того, что за 3 дня (требование закона о банкротстве) он не успеет найти все документы, что документы хранятся в разных офисах или часть из них передана на хранение в архив или утрачена - не признаются судами. Судебные решения о привлечении руководителей к субсидиарной ответственности часто содержит схожие формулировки в отношении обязанности руководителя проявлять разумную степень осмотрительности и бережливости в вопросе обеспечения сохранности документов организации.

Есть, конечно, исключительные случаи утраты документов, которые признаются судами уважительными. К таким уважительным причинам могут быть отнесены случаи утраты в следствие:

наводнения или затопления пожара хищения изъятие документов правоохранительными органами.

Однако, в связи с тем, что недобросовестные управленцы уже давно научились манипулировать банкротными процедурами, ссылаясь на форс-мажор, на сегодняшний день выработалась практика предотвращения безнаказанных отсылок к обстоятельствам непреодолимой силы. Собственно именно непреодолимость этой силы и стала совершенно справедливо ставиться судами под вопрос. Итак, опустим хрестоматийные случаи, как поедание отчетности мышами, кража со взломом на следующий день, после запроса конкурсного управляющего на предоставление ему документов, в результате которой пропали только 4 коробки с документами, а больше ничего воры не взяли.

Но как быть, если пожар или затопление действительно состоялись? Как защититься добросовестному руководителю.

Первое правило, нужно добиться от органов, фиксирующих факты пожара, кражи, затопления, чтобы они зафиксировали в акте утрату всех документов, которые в действительности были утрачены. Так как суды требуют подтверждения не только подтверждения факта аварии или кражи, но и доказательств гибели документации, которую запрашивает конкурсный управляющий, в противном случае директор не освобождается от ответственности.

Второе правило, директор должен доказать, что предпринял все разумные действия по восстановлению ведения бухгалтерского учета на предприятии и восстановлению утраченной документации.

Третье правило, если уничтожение документов в результате чрезвычайной ситуации произошло на стадии введения любой из банкротных процедур (еще до конкурсного производства), руководителю незамедлительно нужно уведомить арбитражного управляющего, привлечь его к составлению перечня утраченных документов, процессу восстановления отчетности, а также составить список документов, которые были повреждены, но не были утрачены, выбрасывать поврежденные документы недопустимо.

Следует подчеркнуть тот факт, что передача документов на хранение в архив также не снимает с директора обязанности отвечать за документы. Так известны случаи, когда по факту утраты документов из архива, директора привлекались к ответственности, если:

организация, куда были переданы документы, не являлась специализированным архивным учреждением; на момент передачи документов, архивное учреждение находилось на стадии банкротства или ликвидации, в аварийном состоянии, о чем директор организации знал или должен был узнать, однако не предпринял соответствующих мер по обеспечению сохранности документов; директор организации не сделал копии документов, переданных на хранение.

В последнюю очередь, так как в процентом соотношении такие случаи занимают наименьшую часть из рассмотренных, но все-таки имеют место, рассмотрим случаи, когда директор добросовестно подготовил и передал арбитражному управляющему документы, но тот утверждает, что передача не состоялась или состоялась частично.  Поэтому, пожалуйста, составляйте акт-приема передачи документов, в котором каждый документ поименован и может быть идентифицирован. Особенно актуальна такая обязанность при передаче поврежденных документов, которые могут быть утрачены в силу несерьезного к ним отношения. Однако позиция судов в этом вопросе единогласна, если состояние документа позволяет считать с него необходимые для финансового анализа данные, такой документ должен быть сохранен и передан конкурсному управляющему, а последний не может в таком случае ссылаться на факт неполучения. Если же конкурсный управляющий уклоняется от принятия от вас документов в установленный законом срок, обязательно примите все меры для того, чтобы эта передача состоялась, либо передайте документы нотариусу для предоставления конкурсному управляющему, о чем обязательно письменно уведомите последнего.

Более подробно о банкротстве читайте в ссоветствующем разделе нашег сайта: http://legalsupport.ru/bankrotstvo/

  • Заказать звонок
  • закрыть

    Укажите свой телефон и мы свяжемся с Вами в ближайшее время:  

    закрыть

    Отправить запрос