Обеспечение прав налогоплательщиков - физических лиц


Применительно к соблюдению положений налогового законодательства налогоплательщики чаще задумываются о своих обязанностях: вовремя оплатить налоги, своевременно подготовить и сдать налоговые декларации, сообщить сведения, представить документы и т. д. Понятие «право» в сознании российского жителя мало ассоциируется с его возможностями, возникающими в ходе властных отношений между ним и государственным контролирующим органом.

Тем не менее, статья 21 НК РФ определяет немалый перечень прав для лиц, уплачивающих фискальные платежи. В число которых, в частности, входит: получение бесплатной информации о налогах и сборах, возможность обращаться за разъяснениями налогового законодательства к Министерству финансов РФ, получение льгот, своевременный возврат избыточно уплаченных сумм, получение копий решений и актов, право не следовать неправомерным требованиям, право на обжалование, судебную защиту, право предъявлять требования к должностным лицам контролирующих органов о надлежащем выполнении ими своих безусловных функций и другие права.

В реалии налоговые органы нередко допускают нарушения при осуществлении прав плательщиков обязательных взносов в бюджет, особенно часто это происходит по отношению к правам физических лиц, поскольку эта категория является наиболее незащищенной и уязвимой в правовом смысле. Зачастую, обратившись в инспекцию, налогоплательщики - физические лица - сталкиваются с однобоким толкованием сотрудниками налоговых инспекций положений основного налогового закона: налоговиков они наделяют правами, плательщиков государственных сборов – обязанностями. А ведь статья 22 НК РФ в пункте 2 содержит четкое указание, что права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налогового органа, за неисполнение которых, а также за невнимательное и некорректное отношение к участникам фискальных взаимоотношений, государственные сотрудники несут ответственность, предусмотренную не только НК РФ, но и другими законами РФ.

Судебная практика обжалования действий (бездействия) налоговиков, нарушающих права граждан, до сих пор достаточно скудна. Это говорит о низкой правовой грамотности и активности населения и требует обязательного повышения уровня его осведомленности не только в финансовых вопросах, но и в вопросах права. Ведь в настоящее время обычным людям приходится обращаться в налоговые органы все чаще и чаще: при продаже или приобретении недвижимого имущества, при продаже автомобилей, с целью подтверждения налоговых вычетов по НДФЛ.

Все больше граждане стремятся получать дополнительные доходы, оформляя банковские вклады, используя ПИФ, инвестируя свои средства другими способами, в том числе через ценные бумаги, на рынке Форекс; открывают инвестиционные счета, что влечет за собой возникновение у них прав и обязанностей по составлению и представлению налоговой отчетности, по уплате налогов, по получению соответствующих льгот.

Поэтому сейчас особенно актуальными становятся вопросы соблюдения основных принципов и начал, установленных в статье 1 и статье 3 НК РФ, из которых важными в данном контексте являются реализация прав и исполнение обязанностей каждым, без исключения, участником отношений, а также презумпция добросовестности плательщика налогов. Решение этих вопросов напрямую зависит от желания населения занять более активную позицию при осуществлении, обеспечении и отстаивании своих прав, что позволит нарастить судебную и/или переговорную практику и заставит налоговиков более щепетильно соблюдать права участников налоговых правоотношений, выполняя в полной мере свои обязанности. По вопросам защиты ваших прав при взаимодействии с налоговой инспекцией - вам помогут налоговые консультатны Legal Support. Обращайтесь! Консультация бесплатно.

  • Заказать звонок
  • закрыть

    Укажите свой телефон и мы свяжемся с Вами в ближайшее время:  

    закрыть

    Отправить запрос