ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
Казалось бы, какая может быть ответственность сторон после расторжения договора, ведь нет соглашения, нет и обязательств. Однако в практике отношений между сторонами зачастую встречаются ситуации, когда можно привлечь бывшего или несостоявшегося контрагента к ответственности.
Ситуация №1: переезд на новое место
Рассмотрим стандартную ситуацию, когда вы, как владелец магазина, несколько лет арендовали помещение, исправно вносили все платежи, пользовались им по назначению и т.д. Но после истечения срока действия предыдущего арендного соглашения, продлять его не стали, а подыскали другое помещение на более выгодных для себя условиях. Естественно, при переезде вы оставили на дверях небольшое аккуратное объявление для своих клиентов с указанием нового адреса.
Ваш арендодатель долгое время не мог найти новых арендаторов на приемлемых для него условиях, помещение пустовало и не приносило дохода, но, тем не менее, ваше объявления он снял. Формально нормы российского законодательства не обязывают его сохранять вашу информацию в отсутствие договорных отношений. И если раньше только западные предприниматели могли отстаивать свои права в похожей ситуации, то теперь ответственность сторон после расторжения договора предусмотрена и гражданским правом России.
Апеллировать при обращении в суд необходимо к принципу добросовестности. Поскольку вы в течение всего периода сотрудничества неукоснительно соблюдали условия соглашения, а помещение длительное время после вашего переезда пустовало, то арендодатель не имел веских оснований убирать ваше объявления. Срок длительности его нахождения на дверях определит суд, руководствуясь принципом разумности.
Ситуация №2: срыв или отказ от переговоров
Ещё одна норма, пришедшая в российское гражданское право из международной коммерческой практики, состоит в возможности заключить соглашения о порядке ведения переговоров. В этом документе прописывают порядок несения расходов сторонами, сферу права и арбитраж, разрешающий спорные вопросы. Но не стоит отчаиваться, если подобного соглашения заключено не было, а контрагент повёл себя недобросовестно и сорвал заключение контракта.
Например, вы решили заключить договор аренды недвижимости за границей и для подписания контракта приобрели билеты на ближайший самолёт, оплатили бронь номера в отеле, заказали трансфер от аэропорта до места проживания. Однако арендодатель накануне вечером сообщил о невозможности его присутствия на сделке без объяснения причин. Возвращение билетов, отмена брони и трансфера неизбежно приводит к финансовым потерям. Размер убытков при этом определяется условиями договоров с перевозчиком, гостиницей, транспортной компанией, варьируя от частичного удержания комиссии до полного отказа от возврата внесённой суммы. Согласно пункту 3 статьи 434.1 Гражданского кодекса РФ, теперь все эти расходы можно взыскать с недобросовестного компаньона.
Ситуация может быть и несколько иной, когда, получив интересное предложение от контрагента, вы вступаете с ним в переговоры. Происходит встреча представителей, обговариваются условия будущих взаимоотношений, проясняются важные детали, привлекаются консультанты, организуются иные мероприятия, в результате которых появляется уже проект договора аренды. Его осталось только подписать, как вдруг ваш потенциальный арендодатель заявляет об отказе от намерений. Безусловно, декларируемый статьёй 421 Гражданского кодекса РФ принцип свободы договора никто не оспаривает. Однако ничем не мотивированный отказ от сделки можно расценить как недобросовестное поведение и взыскать по суду компенсацию понесённых на подготовительном этапе затрат.
Статья 434.1 Гражданского кодекса РФ усиливает позиции принципа добросовестности, позволяя возместить убытки в виде расходов на переговоры или затрат, возникших от невозможности заключить договор с третьей стороной. При этом упущенная выгода здесь не учитывается. Правильные поступки и справедливые намерения уберегут от обмана и недобросовестного поведения третьих лиц, если на вашей стороне выступят юристы Legal Support!