Ценные бумаги неустановленных лиц
Правовая сущность ценных бумаг совершенно определенно предполагает их нахождение в чьей-либо правомерной и зафиксированной собственности. Возможность физических лиц приобретать, реализовывать посредством договоров купли - продажи, дарения и иных соглашений различные типы денежных документов наиболее полно проявляется в таком их виде как именные ценные бумаги. Именно в них четко видна смена лиц в праве собственности и все процедуры, сопутствующие этому в рамках российского законодательства. Закрепленность ценных бумаг, выпускаемых каким - либо предприятием и акционерным обществом, за конкретным лицом позволяет обществу — инициатору их выпуска (эмитенту) грамотно планировать свое дальнейшее будущее и деятельность в силу находящейся в его распоряжении достоверной информации о круге субъектов, являющихся его инвесторами.
Неизвестные собственники ценных бумаг.
Но в силу различных обстоятельств на практике бывает так, что некоторые ценные бумаги не могут быть идентифицированы как принадлежащие какому — либо лицу. Невозможность установить достоверно владельца акций делает их юридическую судьбу неясной, а какие — либо предпринимаемые в отношении них операции — невозможными (ни купить такие акции, ни продать их нельзя). В таком случае для электронной идентификации неоднозначного статуса этих акций лицом, ведущим реестр акционеров — регистратором, либо самостоятельно эмитентом заводится специальный лицевой счет под вполне однозначным названием «Ценные бумаги неустановленных лиц». Правовыми и правоприменительными актами, касающимися этих коллизионных моментов в отношении ценных бумаг, являются:
* Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;
* Федеральный закон «Об акционерных обществах»;
* постановление ФКЦБ России от 02.10.1997 № 27;
* приказ ФСФР от 29 июля 2010 года под номером 10-53/пз-н;
* приказ ФСФР от 23 декабря 2010 года под номером 10-77/пз-н.
Стоит заметить, что хотя Федеральная служба по финансовым рынкам прекратила с недавнего времени свое существование (совокупность ее функций взял на себя Центральный банк России), ее правоприменительные акты не потеряли своей актуальности, особенно в области решения вопросов, как грамотно поступить с ценными бумагами, которые принадлежат неизвестно каким лицам.
По общему правилу, выводимому из ряда перечисленных выше актов, открытие счета «ценные бумаги неустановленных лиц» требуется в том случае, когда совокупное число выпущенных акций превышает число акций, владельцев которых удается идентифицировать исходя из данных общего списка (реестра). В случае обнаружения такого несоответствия регистратор уведомляет об этом руководство акционерного общества, в чьи обязанности в дальнейшем входит предоставление в распоряжение регистратора всех документов, позволяющих восполнить информационные пробелы в списке собственников ценных бумаг. На нахождение и сбор необходимых бумаг руководству общества отводится пять дней.
Устанавливая принадлежность денежного документа.
Какие же бумаги позволяют признать лицо владельцем акций? По общему правилу, самым первым и авторитетным документом является собственно сама выписка из реестра акционеров. Понятно, что если собственник акций по каким — либо причинам в реестре не значится, то и получить выписку из него ему не удастся. Также подтверждают притязания лица на акции сертификат (действителен для акций, обладающих материальной документарной формой), равно как и записи счетов депо (если акции находятся на хранении у депозитариев, не имеют материального выражения и отследить их можно исключительно в электронной форме). Счета депо являются электронными базами данных, содержащими все ценные сведения о хранящихся в депозитарных ячейках акциях.
Как еще доказать свое право?
Имеющаяся к настоящему моменту судебная правоприменительная деятельность также уделяет внимание договорам, на основании которых происходила передача прав собственности на ценные бумаги. В совокупности с передаточным распоряжением суды отводят этим документам роль дополнительной доказательственной базы в спорах о правах на акции. Передаточное распоряжение при этом имеет сущность бумаги, которая адресуется лицу, ведущему реестр акционеров, с распоряжением внести коррективы в информацию о собственнике напротив той или иной акции. Отдавать данное распоряжение может как старый, так и новый собственник акции.
Принимая во внимание все вышеперечисленные источники сведений об акциях, суды тем не менее занимают однозначную позицию в отношении времени перехода права собственности на ценную бумагу: момент прекращения права у одного лица и его возникновение у другого лица напрямую связан с моментом, когда в общий реестр акционеров заносятся свежие данные об изменившимся субъектном составе. До этого момента все договоры отчуждения (по которым можно купить акции, подарить их и т.д.), пусть и заключенные, не приводят к юридической перемене лиц в праве собственности, а лишь служат необходимыми предшествующими шагами к этому. Лицо может полноправно считаться и называться собственником акции (акционером) только тогда, когда об этом сделана соответствующая пометка в реестре, и никак не раньше.