ФАС рекомендовала «Яндексу» ограничить преимущество своих сервисов в поиске
Проверка была инициирована после заявления Avito.ru, ivi.ru, ЦИАН, «Туту.ру», «2ГИС», «Профи.ру», Zoon.ru и Drom.ru. Еще в августе 2020 коалиция подала жалобу, в которой требовала проверить поисковый сервис на предмет дискриминации компаний, которые не входят в группу «Яндекса».
В частности, в заявлении было указано, что в блоке с интерактивными ответами («колдунщиками») в приоритетном порядке показываются сервисы поискового гиганта.
В резюме, опубликованном 20 февраля 2021, антимонопольная служба потребовала:
-
Исключить продвижение площадок «Яндекса» с использованием технических возможностей, не доступных компаниям, которые не входят в экосистему поисковика.
-
Публиковать полные условия доступа к технологиям продвижения, которые должны быть открыты и одинаковы для всех.
-
Каждые 10 дней отчитываться в исполнении решения ФАС и предоставлять подтверждающие документы.
В «Яндексе» не согласились с мнением антимонопольной службы. В своем заявлении компания сообщила, что в блоке с интерактивными ответами ссылки на конкретные сервисы не закрепляются на верхних строчках, а материалы ранжируются согласно метрике полезности. Представители компании уверены, что выполнение всех требований ФАС снизит качество поиска, а значит – ухудшит положение поисковика относительно конкурентов.
13 апреля 2021 дело вышло на новый уровень – ФАС возбудила дело об административном правонарушении из-за отказа «Яндекса» выполнить предписания. Адвокаты коалиции IT-компаний уверены, что это первый шаг в борьбе с недобросовестной конкуренцией, когда доминирующий игрок влияет на весь рынок.
В мировой практике есть прецеденты по подобным делам. Так, в 2017 году Еврокомиссия назначила штраф Google за использование интерактивных ответов, которые давали преимущества для сервиса Google Shopping.
Вынесенное решение стало серьезным шагом в развитии российской практики контроля работы цифровых компаний. Оно позволит определить правила игры для крупных компаний, которые имеют «возможность оказывать влияние, устранять других игроков, затруднять доступ на рынок» (N 135-ФЗ «О защите конкуренции»), и поможет установить критерии добросовестности в этой сфере.
Если факт нарушения и ограничения конкуренции будет установлен, «Яндексу» грозит штраф до 0,15% от выручки.