Претензионный порядок в арбитражном процессе.
Законодательная помощь в разгрузке судебной системы.
Арбитражный процесс претерпевает существенные изменения, обусловленные большой загруженностью российских судов, значительно удлиняющих сроки рассмотрения и разрешения гражданско – правовых споров. Так, с первого июня нынешнего года в Арбитражно – процессуальном Кодекс появляются нормы, делающие направление предварительных претензий обязательным шагом, предваряющим подачу иска в суд. Отныне каждый потенциальный истец, прежде чем обращаться за защитой нарушенного права в судебную инстанцию, должен осуществить попытку добиться восстановления справедливости посредством претензионного процесса. Обязательность последнего вводится для всех гражданских дел, за исключением:
•дел об экономической несостоятельности;
•дел о взыскании компенсации за затянутые процессуальные сроки;
•дел об оспаривании актов третейского процесса
•и некоторых других.
Если по мнению суда, истец не приложил все усилия по разрешению гражданско – правового конфликта в рамках претензионного способа, то суд возвращает исковое заявление обратно. Направленная претензия дает истцу срок в тридцать дней с момента ее отправки для самостоятельного урегулирования возникших противоречий. Только после истечения этого срока может быть инициирована судебная тяжба.
Но в претензионном порядке разрешения договорных противоречий не все так гладко и просто, что вынуждает многие компании прибегать к высококвалифицированным юридическим услугам. Рассмотрим подробнее, какие заминки могут возникнуть у стороны, которая решила соблюсти становящийся обязательным претензионный порядок, и как можно эти сложности устранить.
А доходило ли письмо?
Итак, нарушитель договорных положений может сказать, что он ничего не получал. Чтобы не столкнуться с такой ложной посылкой, заинтересованному лицу необходимо выбрать один из двух приемлемых для него способов доставки претензионного обращения:
1 Доставить ее секретарю контрагента / канцелярии / помощнику, любому лицу, правомочному осуществлять прием документов и ставить на копиях штамп о принятии.
Причем требовать надо не только галочки в качестве росписи на второй копии претензии, но проставления печати организации, даты, ФИО принявшего лица и его росписи.
2 Направить претензию почтой в заказном письме с уведомлением, которое обязано возвратиться отославшему письмо лицу.
Причем в отправляемом письме нужно будет сделать опись вложений, заверенную сотрудником почтового отделения, а копию забрать себе как доказательство, что конверт был отослан не пустой, а с содержащейся в нем претензией.
Упущенное время.
Вторым доводом ответчика может выступать нарушение процессуальных сроков на отправку претензии. Хотя соглашением / нормативными актами установлены четкие сроки отправки претензионных материалов контрагенту, однако судьи в имеющихся прецедентах достаточно лояльно подходят к случаям, когда претензия была отослана нарушителю прав в более позднее время. Четко и лаконично по этому моменту высказались судьи арбитражного суда Самарской области в процессе № А55-6064/2007: направление претензионного письма за границами допущенного для этого времени, но в лимитах сроков исковой давности, не является причиной для отказа в рассмотрении дела по существу.
Законная подпись.
Третьим контраргументом ответчика, направленным на дискредитацию позиции истца и оттягивание процесса, может стать довод, что претензия подписана лицом, не уполномоченным на это действие. Избежать этих замечаний можно с помощью детальной конкретизации полномочий владельца подписи, делегированных ему доверенностью. Если лицу доверяется подписывать направляемую контрагенту претензию, он должен иметь доверенность, в которой содержится четкое разрешение ему ставить свою личную подпись под претензионной документацией. Копия данной доверенности в обязательном порядке должна быть приложена к претензии и в последующем – к исковому заявлению.
Полный комплект.
И последним, возможным аргументом второй стороны договорных правоотношений может быть довод, что к направленной претензии не приложены необходимые документы, подтверждающие доводы отправителя, либо их число неполное. Это наиболее серьезный вопрос, требующий со стороны заинтересованного лица собранности и внимательности. Для некоторых видов правоотношений, например для отношений, связанных с оказанием услуг по железнодорожной перевозке, законом прямо установлен перечень бумаг, необходимых для сопровождения любого претензионного письма. Несоблюдение требований о наличии всей документации может свидетельствовать о нарушении претензионного порядка разрешения спора. Поэтому на самой начальной стадии подписания договора лучше добиться того, чтобы в соглашении перечень претензионной документации конкретизирован не был (или это оставлялось на усмотрение закона), либо же заняться тщательной подготовкой и сбором претензионного комплекта бумаг и прибегнуть к услугам юристов Legal Support.