Претензионный порядок в арбитражном процессе.


Законодательная помощь в разгрузке судебной системы.

Арбитражный процесс претерпевает существенные изменения, обусловленные большой загруженностью российских судов, значительно удлиняющих сроки рассмотрения и разрешения гражданско – правовых споров. Так, с первого июня нынешнего года в Арбитражно – процессуальном Кодекс появляются нормы, делающие направление предварительных претензий обязательным шагом, предваряющим подачу иска в суд. Отныне каждый потенциальный истец, прежде чем обращаться за защитой нарушенного права в судебную инстанцию, должен осуществить попытку добиться восстановления справедливости посредством претензионного процесса. Обязательность последнего вводится для всех гражданских дел, за исключением:

•дел об экономической несостоятельности;

•дел о взыскании компенсации за затянутые процессуальные сроки;

•дел об оспаривании актов третейского процесса

•и некоторых других.

Если по мнению суда, истец не приложил все усилия по разрешению гражданско – правового конфликта в рамках претензионного способа, то суд возвращает исковое заявление обратно. Направленная претензия дает истцу срок в тридцать дней с момента ее отправки для самостоятельного урегулирования возникших противоречий. Только после истечения этого срока может быть инициирована судебная тяжба.

Но в претензионном порядке разрешения договорных противоречий не все так гладко и просто, что вынуждает многие компании прибегать к высококвалифицированным юридическим услугам. Рассмотрим подробнее, какие заминки могут возникнуть у стороны, которая решила соблюсти становящийся обязательным претензионный порядок, и как можно эти сложности устранить.

А доходило ли письмо?

Итак, нарушитель договорных положений может сказать, что он ничего не получал. Чтобы не столкнуться с такой ложной посылкой, заинтересованному лицу необходимо выбрать один из двух приемлемых для него способов доставки претензионного обращения:

1 Доставить ее секретарю контрагента / канцелярии / помощнику, любому лицу, правомочному осуществлять прием документов и ставить на копиях штамп о принятии.

Причем требовать надо не только галочки в качестве росписи на второй копии претензии, но проставления печати организации, даты, ФИО принявшего лица и его росписи.

2 Направить претензию почтой в заказном письме с уведомлением, которое обязано возвратиться отославшему письмо лицу.

Причем в отправляемом письме нужно будет сделать опись вложений, заверенную сотрудником почтового отделения, а копию забрать себе как доказательство, что конверт был отослан не пустой, а с содержащейся в нем претензией.

Упущенное время.

Вторым доводом ответчика может выступать нарушение процессуальных сроков на отправку претензии. Хотя соглашением / нормативными актами установлены четкие сроки отправки претензионных материалов контрагенту, однако судьи в имеющихся прецедентах достаточно лояльно подходят к случаям, когда претензия была отослана нарушителю прав в более позднее время. Четко и лаконично по этому моменту высказались судьи арбитражного суда Самарской области в процессе № А55-6064/2007: направление претензионного письма за границами допущенного для этого времени, но в лимитах сроков исковой давности, не является причиной для отказа в рассмотрении дела по существу.

Законная подпись.

Третьим контраргументом ответчика, направленным на дискредитацию позиции истца и оттягивание процесса, может стать довод, что претензия подписана лицом, не уполномоченным на это действие. Избежать этих замечаний можно с помощью детальной конкретизации полномочий владельца подписи, делегированных ему доверенностью. Если лицу доверяется подписывать направляемую контрагенту претензию, он должен иметь доверенность, в которой содержится четкое разрешение ему ставить свою личную подпись под претензионной документацией. Копия данной доверенности в обязательном порядке должна быть приложена к претензии и в последующем – к исковому заявлению.

Полный комплект.

И последним, возможным аргументом второй стороны договорных правоотношений может быть довод, что к направленной претензии не приложены необходимые документы, подтверждающие доводы отправителя, либо их число неполное. Это наиболее серьезный вопрос, требующий со стороны заинтересованного лица собранности и внимательности. Для некоторых видов правоотношений, например для отношений, связанных с оказанием услуг по железнодорожной перевозке, законом прямо установлен перечень бумаг, необходимых для сопровождения любого претензионного письма. Несоблюдение требований о наличии всей документации может свидетельствовать о нарушении претензионного порядка разрешения спора. Поэтому на самой начальной стадии подписания договора лучше добиться того, чтобы в соглашении перечень претензионной документации конкретизирован не был (или это оставлялось на усмотрение закона), либо же заняться тщательной подготовкой и сбором претензионного комплекта бумаг и прибегнуть к услугам юристов Legal Support.

закрыть

Отправить запрос


закрыть

Отправить запрос


Мы высоко ценим ваше доверие. Поэтому относимся к обязанности защиты ваших данных очень серьезно.
Наша политика использования файлов куки подробнее расскажет, как мы используем получаемую информацию.
Если вы не против использования куки, пожалуйста, нажмите Я ВЫРАЖАЮ СОГЛАСИЕ
We appreciate the trust you place in us. Therefore, we consider our responsibility to protect your privacy very seriously.
As part of this responsibility, we let you know what information we collect using cookies when you use this website.
If you do not contradict against cookies on this website, please press I AGREE
Я ВЫРАЖАЮ СОГЛАСИЕ
I AGREE